Мировые цены на синтетический и натуральный каучук по-прежнему имеют тенденцию к росту. По сравнению с началом апреля цена на натуральный каучук выросла на 9%. Trading Economics также прогнозирует, что рост цен на каучук не прекратится до конца первого квартала 2023 года. При этом цена на сырую нефть на мировом рынке в последнее время выросла, потянув за собой цену синтетического каучука – нефтепродукта.
Цену на натуральный каучук также поддерживает мировой спрос в 2022 году, который, как ожидается, будет продолжать расти. Тенденция цен, вероятно, увеличится в ближайшие несколько месяцев из-за сезонного дефицита предложения, согласно прогнозу Вьетнамской ассоциации производителей каучука.
Помимо благоприятных рыночных факторов, промышленность натурального каучука также находится под определенным давлением. Нехватка контейнеров, высокие транспортные расходы и медленная таможенная очистка влияют на спрос на каучук.
Согласно прогнозам некоторых экспертов, в течение прогнозируемого периода (2022-2027 гг.) мировое производство натурального каучука будет расти в среднем на 5,0% в год.
Растущий спрос на натуральный каучук в Китае способствует росту изучаемого рынка. Китай является крупнейшим в мире импортером и потребителем натурального каучука, ежегодно потребляя около 40,0% от общего объема мирового производства. Китай, являющийся одним из трех крупнейших производителей автомобилей в мире, растущий рост автомобильной промышленности привел к увеличению спроса на сырье, такое как натуральный каучук. Таким образом, растущий спрос на изделия из латекса в сочетании со стабильным ростом автомобильной и строительной промышленности окажет благоприятное влияние на рынок каучуков. Таким образом, ожидается, что рынок будет демонстрировать устойчивый рост в течение прогнозируемого периода.
Ассоциация производителей стали WorldSteel (WSA) улучшила свои ожидания по спросу на сталь в России на этот год, но ухудшила на 2023 год. Предыдущий прогноз, сделанный в апреле, предполагал в 2022 году падение потребления на 20%, до 35,1 млн тонн, с нулевой динамикой в 2023 году. Теперь WSA ждет снижения спроса в этом году на 6%, до 41,3 млн тонн, а в 2023 году падение составит 10%, до 37,2 млн тонн.
По мнению WSA, улучшение прогноза связано с высокими ценами на нефть и мерами государственной поддержки строительства. «Однако в автомобильном и машиностроительном секторах наблюдается глубокий спад из-за их высокой зависимости от импортных запчастей и компонентов», — говорится в сообщении ассоциации. Сильное сокращение спроса в 2023 году увязывается с тем, что санкции со временем становятся все более жесткими.
Общее потребление стали в России, странах СНГ и на Украине, ожидают в WSA, упадет на 9,2% в этом году и на 6,7% в следующем.
Основными драйверами падения спроса являются закрытие западных рынков для российских металлургов из-за санкций, слабый спрос со стороны автомобилестроения и жилищного строительства. Факторами возможного восстановления спроса являются увеличение потребления российского металла на внутренним рынке и рост поставок в Азию.
Мировой спрос на сталь упадет в 2022 году на 2,3%, а в 2023 году ожидается рост на 1%. Апрельский прогноз предполагал рост на 0,4% и 2,2% соответственно. В WSA отмечают значительное ухудшение глобальной экономической среды, поскольку риск инфляции полностью реализовался наряду с другими серьезными препятствиями.
На мировом рынке контейнерного фрахта наметился перелом. Такого мнения придерживаются аналитики агентства Xeneta, отслеживающего ставки фрахта, следует из обзора агентства.
В связи с резким падением спотовых ставок, отсутствием пикового сезона и уменьшением загруженности портов, высвобождающих пропускную способность, в октябре 2022 года были созданы условия для значительного снижения долгосрочных ставок морских фрахтов. Тем не менее, последние данные от Xeneta Shipping Index (XSI) показывают, что глобальные контрактные ставки упали всего на 0,6% в этом месяце после сентябрьского снижения на 1,1% (первое падение с января 2022 года). И такое падение указывает на происходящие на рынке процессы, полагают аналитики.
«Хотя общая картина указывает на то, что рынок находится в упадке, стоит помнить, насколько резко выросли ставки фрахта с начала пандемии COVID. Даже с учетом падения в этом месяце глобальный индекс XSI выше, чем в июле, а в сентябре он вырос на 112% в годовом исчислении, так что до падения еще очень далеко. Грузоотправители, условно говоря, все еще платят исторически высокие долгосрочные ставки. Большой вопрос в том, будут ли они продолжать это делать», ‒ заключает Патрик Берглунд.
По подсчетам немецкого Института мировой экономики (IfW), в июне-августе импорт товаров в Россию из 57 стран был на 24% ниже, чем в аналогичном периоде 2021 года. Сокращение составило примерно $4,5 млрд в месяц. О падении импорта говорит и снижение грузооборота крупнейших российских контейнерных портов. Например, грузооборот порта Санкт-Петербурга, который ориентирован на торговлю с Европой, в октябре составил менее 10% от уровня того же месяца 2021 года, говорится в исследовании IfW. Грузооборот Новороссийска снизился примерно на половину, и лишь поток грузов через порт Владивостока достиг прошлогодних значений.