С начала 2023 года стоимость контейнерных перевозок из Китая в Россию упала на 30–35%, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на участников рынка. Участники рынка называют причиной падения стоимости контейнерных перевозок сезонный спад после китайского Нового года и появление новых морских рейсов из Китая в Петербург и Новороссийск
По оценкам транспортной компании ModernWay, в конце 2022 — начале 2023 года ставки на перевозку 40-футового контейнера из основных китайских портов до Москвы составляли $8–9 тыс. по сравнению с $12–13 тыс. в 2021 году. В мае 2023 года тарифы снизились до $6–6,5 тыс. О падении стоимости до этого уровня сообщили и в «Альфа Транзит».
В логистической компании Stalogistic отмечают, что уровень падения ставок зависит от локации и условий отправки. В FM Logistic сообщили, что по некоторым направлениям и сервисам снижение составило более $2,5 тыс. с марта.
Похожая ситуация сложилась с поставками по морю: ставки снижаются с середины февраля. По оценкам «Альфа Транзит», сейчас стоимость фрахта на маршруте Китай — Владивосток упала почти в два раза по сравнению с зимой.
Участники рынка связывают падение ставок с сокращением общего объема отгрузок после китайского Нового года, запуском новых сервисов из китайских портов до Санкт-Петербурга и Новороссийска и отменой коронавирусных ограничений в Китае.
Рынок каучуков
В ушедшем году спад экспорта в страны Евросоюза и турбулентность на рынке шин привели к снижению объемов выпуска каучуков. Однако введенный в 2023 году лимит поставок, который будет действовать больше года, позволяет российским компаниям продолжить переориентацию продаж этих эластомеров с ЕС на Азию.
Россия является одним из крупнейших производителей и экспортеров каучука. На долю страны приходится примерно 9% от совокупного мирового объема выпуска синтетических каучуков. Исторически на экспорт шло 60-70% производимых в РФ синтетических каучуков, что составляло порядка 1 млн тонн готовой продукции. Почти половина экспорта приходилось на европейские страны. При этом, в 2022 году поставки синтетических каучуков из Россию в Евросоюз стали снижаться. В 2021 году экспорт в Европу составлял 0,48 млн тонн. По экспертным оценкам, физический объем российского каучукового экспорта в ЕС в 2022 году уже сократился примерно на 40%, до 0,26‒0,3 млн тонн — и покупатели, и продавец занялись активным поиском новых рынков, соответственно, сырья и сбыта. Доля России в импортных поставках каучука в Европу, по имеющимся оценкам, сократилась в прошлом году с половины менее чем до трети.
Столкнувшись с проблемами на европейском рынке еще в 2022 году, российские производители начали готовиться к возможной его утрате заранее. Интересным для них является рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, который потребляет более половины всего мирового объема синтетических каучуков разных видов.
Шинный рынок потребляет примерно две трети объема синтетических каучуков на внутреннем рынке. Отсутствие экспорта шин и импорта ряда компонентов для их производства, турбулентность авторынка и падение спроса оказали влияние на объемы производства шин. Это повлекло за собой снижение производства смесей на заводах полного цикла.
Два года назад в мире начался новый суперцикл сырьевых товаров: их стоимость увеличивалась за счет сочетания растущего спроса и сокращения свободных мощностей, а также за счет снижения стоимости доллара в результате самой масштабной программы количественного смягчения ФРС США.
По оценкам Eurometaux, затраты производителей на электроэнергию и газ в этом году более чем в десять раз превышают прошлогодние значения и примерно в 12 раз — средние показатели за предыдущее десятилетие. Результатом стала приостановка и закрытие ряда заводов — так, в последние 12 месяцев Европа сократила свои мощности по производству алюминия и цинка примерно на 50%. Такая же проблема коснулась производителей других металлов, а также кремния и ферросплавов, которым требуется большое количество электроэнергии для производства.
Медь относится к наиболее активно используемым металлам и имеет очень широкий спектр потребления. По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), мировой спрос на этот металл может удвоиться в течение следующих 20 лет.
Однако отрасль испытывает структурные сложности из-за недоинвестирования, а на проектирование и строительство новых рудников и плавильных заводов в среднем требуется семь — десять лет. Консалтинговая компания Rystad Energy прогнозирует дефицит меди к 2030 году в размере около 6 млн тонн, что эквивалентно 28% от текущего объема ее мирового производства. Кроме того, между 2035 и 2045 годами может наступить полное истощение текущих запасов на существующих рудниках.
Вероятно, биржевые цены на медь составят около $10 тыс. за тонну в среднем по итогам 2023 года, $12 тыс. — по итогам 2024 года и $14 тыс. — по итогам 2025 года. В дальнейшем стоимость меди может еще вырасти, если прогнозы по дефициту до 6 млн тонн к 2030 году реализуются. Россия производит около 5% меди от объема глобального производства, при этом доля страны в мировом экспорте высококачественной рафинированной меди составляет около 10%.
В 2023 году производство высокосортного никеля может вырасти на 3% и составить 845 тыс. тонн, поскольку крупные производители, вероятно, оправятся от различных производственных проблем, а также получат выгоду от ремонта и технического обслуживания, завершенных в 2021–2022 годах, но только в том случае, если не произойдет дальнейших серьезных сбоев.
Одним из ключевых в мире и единственным в России производителем высокосортного никеля является «Норникель». Согласно расчетам Mining Research, в 2021 году на Россию пришлось 15,2% мирового производства этого металла.
Отечественные металлургические компании в июле намерены поднять котировки только на прокат с покрытиями. Спрос на него хороший, да стоимость относительно невысокая. Оцинкованный и окрашенный прокат, в отличие от других видов листовой продукции, избежал резкого подъема в первом квартале, а теперь понемногу берет свое.
Дистрибьюторы положительно оценивают перспективы сварных труб. Видимое потребление в этом секторе возросло, приходят новые заказы. Очевидно, в июле эта продукция прибавит в цене. Может немного подорожать и арматура: со стройкой дела обстоят вполне благополучно. А вот горячекатаный прокат слегка подешевел. Этой продукции на рынке сейчас много (хотя и не всех толщин), в том числе, и по причине скромных объемов российского экспорта.
Продажи шин в РФ в первом квартале 2023 года упали на 16% в количественном выражении, но сразу на 42% в денежном, следует из данных производителей и маркетплейсов. Российские автовладельцы стали чаще выбирать более бюджетные предложения. Кроме того, в марте 2022 года на рынке был ажиотаж из-за опасений дефицита шин на фоне массовой приостановки отгрузок продукции иностранными марками, что создало высокую базу для сравнения. Впрочем, подчеркивают в профильной ассоциации, однозначно говорить о падении спроса еще рано и справедливо оценить его можно будет только летом, после получения данных по итогам полугодия.
По метериалам отечественной и зарубежной прессы.