Fardad Niknam
Форма поперечного профиля протектора, которая была заложена при проектировании шины, обеспечивает ее форму: круглую/прямую или широкую/узкую. Она также влияет на выбор основы для покрытия шин. Хотя пятно контакта и может быть слегка изменено (с помощью применения другой конструкции), тем не менее, в основном, это зависит от формы поперечного профиля (контура) протектора.
Основная задача инженеров-разработчиков состоит в том, чтобы обеспечить оптимальное пятно контакта для достижения шинами наилучшей управляемости, а также в распределении пятна контакта с дорогой, обеспечивающего максимальную износостойкость и экономию топлива.
В целом, более плоский контур шины обеспечивает лучшую износостойкость и управляемость, но имеет компромисс в области комфорта и шума.
В то же время круглая конструкция контура шины отличается большей комфортом при езде и низким уровнем шума, к тому же, такая шина часто имеет лучшие высокоскоростные возможности, но при этом теряет в износостойкости, управляемости и торможении.
В общем, широкая шина может быть рекомендована для повышения износостойкости и управляемости, но она увеличивает расходы на изготовление и увеличивает сопротивление качению.
Инженеры по разработке шин должны найти оптимальный баланс между тем насколько широкая/прямая, узкая/круглая шина будет спроектирована.
На рисунке показан типичный компромисс по характеристикам шин с использованием различной формы поперечного профиля протектора.
Инженеры-разработчики шин используют FEM (моделирование конечных элементов) при выборе оптимальной конструкции шины для получения требуемых характеристик износа, сопротивления качению, комфорта и управляемости при сохранении других характеристик.